SaaS для нас: отечественный или западный?

06.06.10



Попробуем спрогнозировать, какие SaaS сервисы будут доминировать в Рунете: российские или западные, и как изменится расстановка сил по сравнению с рынком традиционного ПО. Итак, что мы имеем на рынке традиционных бизнес-приложений? Засилье Microsoft в малом-среднем бизнесе и засилье SAP и Oracle в крупных компаниях. Наши разработчики (1С с партнерами, Terrasoft, Инталев и т.д. - их довольно много) конкурируют в основном только на SMB рынке - в неравной борьбе с Microsoft. Первое, что изменится при переходе к SaaS - это гараздо больше западных решений станут доступны для наших компаний. Если раньше они могли выбирать только между вендорами, которые имеют здесь свои представительста или партнеров, то теперь доступный ассортимент для компании из Воронежа такой же, как для компании из Нью Йорка. Поэтому, теоретически, наши разработчики еще больше потеснятся на собственном рынке. Но есть ряд факторов, играющих им на руку и мешающих армии западных SaaS решений полностью захватить наш рынок:

Русский интерфейс и локальные стандарты

Перевести интерфейс на русский язык, добавить поддержку кириллицы и российских стандартов даты, времени, валюты - не так уж сложно. На сегодняшний день наиболее популярные SaaS решения Google Apps, Salesforce, Netsuite - уже доступны на русском. Основной причиной того, что русского нет в большинстве SaaS приложений - это временнное отсутствие интереса к нашему рынку. Например, популярный у нас Basecamp был переведен только на прошлой неделе.

Локальное законодательство и инфраструктура

Конечно, в тех сферах, где ПО должно соответствовать особенностям национального законодательства (и постоянно отслеживать его изменения) - все козыри у отечественных решений. В первую очередь, речь о бухгалтерии и документообороте. Кроме того, можно ожидать перевеса российских вендоров и в сферах IP-телефонии, видеоконференций - где важно наличие локальной инфраструктуры и связей с локальными телеком-операторами.

Стоимость и оплата

Хотя стоимость западных SaaS приложений в среднем выше, чем российских, среди них встречаются и такие экземляры, которые могут себе позволить предоставлять приложения бесплатно или почти бесплатно (Google, Zoho). Поэтому стоимость вряд ли станет решающим фактором в противостоянии. А вот форма оплаты - станет. Ведь компании хотят платить за сервис не карточкой от частного лица, а по счету в рублях и списывать это на затраты в бухгалтерии. Поэтому для западного SaaS вендора, который хочет преуспеть в России, становится важным наличие здесь партнера. Однако положение может измениться в случае прихода к нам PayPal или прихода к ним WebMoney.

Локальная поддержка и внедрение

SaaS приложения (по сравнению с традиционными) становятся проще и не нуждаются в установке, поэтому часто особого проекта внедрения не требуется. Кроме того, доступная видеосвязь и инструменты для удаленного внедрения/поддержки могут помочь западным вендорам. Однако, если речь идет о довольно сложных системах, то наличие партнера, который может консультировать на родном языке и в том же самом часовом поясе (а желательно, прямо в офисе) - практически всегда необходимо. Поэтому, в сегменте среднего-крупного бизнеса особых изменений не произойдет: крупные западные вендоры будут развивать в России партнерскую сеть и конкурировать здесь с менее могущественными, зато близкими отечественными разработчиками.

Надежность и доверие

Наличие облачных платформ для SaaS сервисов (Amazon, GAE, Azure...), которыми в равной степени могут пользоваться как наши, так и западные разработчики практически снимает вопрос о том, что наши сервисы менее надежны, чем буржуйские. Куда более важный вопрос - в доверии. С одной стороны, российские SaaS вендоры ближе, и, если что, можно ворваться к ним в офис. С другой стороны, бизнесы скорее доверятся ИТ-гигантам с большим именем и историей (Google, Microsoft, IBM, Cisco, или даже Zoho который уже 5 лет в SaaS-бизнесе). К сожалению наши гиганты (Яндекс, 1С) пока не проявляют интереса к SaaS.

Вмешательство государства

То, что компании хранят свою информацию за границей, конечно, очень напрягает отечественную налоговую и спецслужбы. И нет никакой гарантии, что не произойдет то же самое, что и в Китае или в Беларуси.
Evgeniy | 07.06.10
Есть мнение, что практически любой бизнес-софт в ближайшем будущем будет продаваться по модели on demand, pay as you go, поэтому разделение на SAAS и не-SAAS скорее всего долго не протянет :)

В остальном - отличная статья, спасибо!
Evgeniy | 08.06.10
YLinc, доминировать (надеюсь:)) будет, но вот про отличия сказать надо, самое толковое summary по отличиям тут, они есть и их много: http://37signals.com/webbased
vshabat | 11.06.10
Есть еще такой момент, как расходы на маркетинг и продажи.

У SaaS-компаний на сегодня доля этих расходов очень большая, от 50% до 100% от оборота. Чтобы войти на российский рынок, надо будет потратить деньги такого же порядка (или больше, из-за консерватизма рынка).

А есть эти деньги далеко не у всех, и намного логичнее тратить их на увеличение доли на понятном и большом рынке (США), нежели на непонятном и маленьком (Россия).

Венчурные фирмы советуют американским SaaS-компаниям даже не думать о выходе *даже в Европу*, пока они не достигли миллиардного оборота. Пока что этот рубеж пересечен только Salesforce.

Так что у российских SaaS-компаний есть какое-то время до того, пока большие международные компании заинтересуются нашим рынком.
кирилл | 16.06.10
Все это лишь теоретические выкладки. В основном все будет зависеть от качества приложений. В России много талантливых разработчиков, и могут создавать приложения лучше, чем американцы и индусы. Поэтому возможно вопрос будет стоять наоборот - о том как наши сервисы будут конкурировать с западными на рынках Европы и США.
itsoft | 16.06.10
В России много талантливых разработчиков, и могут создавать приложения лучше, чем американцы и индусы

их было много и в последние несколько лет, и что? в основном они работают на западные компании и помогают им доминировать по всему миру, в т.ч. и в России
SJJ | 16.06.10
добавить поддержку кириллицы

по-моему поддержка Unicode - это уже правило хорошего тона, которое все нормальные сервисы соблюдают
Noviy | 16.06.10
SJJ
по-моему поддержка Unicode - это уже правило хорошего тона, которое все нормальные сервисы соблюдают

ага, кроме адобовского Acrobat.com
djanbo | 16.06.10
крупные западные вендоры будут развивать в России партнерскую сеть

ИМХО партнерам-консультантам менее интересно заниматься SaaS сервисами, чем перепродавать инсталлируемое ПО. Для них это меньше контроля, меньше прибыли. Поэтому, возможно при SaaS преимущество будет у местных вендоров
Alex | 16.06.10
партнерам-консультантам менее интересно заниматься SaaS сервисами, чем перепродавать инсталлируемое ПО

почему же? обычно SaaS вендоры платят проценты с каждого платежа клиента. так - один раз внедрил и потом получаешь деньги ничего не делая
KOT | 16.06.10
Однако положение может измениться в случае прихода к нам PayPal или прихода к ним WebMoney.

скорее должен появиться какой-то глобальный e-commerce провайдер для SaaS сервисов, который будет поддерживать любые формы оплаты в разных странах
YLinc | 16.06.10
Есть мнение, что практически любой бизнес-софт в ближайшем будущем будет продаваться по модели on demand, pay as you go, поэтому разделение на SAAS и не-SAAS скорее всего долго не протянет :)

в принципе, статья и написана с прицелом на то, что SaaS будет доминировать. Просто SaaS ничем особо не отличается от традиционного ПО кроме схемы оплаты и доставки, поэтому и взят за основу рынок традиционного ПО
gvendel | 01.02.11
С партнерами для внедрения пока еще плохо
ДмитрийК | 02.02.11
Я не думаю что российские компании существенно преуспеют. Слишком слабый локальный рынок.

Может сначала наши компании и приподнимутся, но в дальнейшем проиграют.

Компания сможет выжить только в одном случае - если будет норамльно продавать сервис в Европе или штатах. А лучше и там, и там.
lubere | 09.03.11
Согласен. В России намного сложнее продвигать такие решения. У нас принцип - чем дешевле тем выгоднее. Наши дороги - отличный пример этому. Но тем ни менее компаний достаточно которые такие решения продвигают. Вот к примеру одна из них:
http://helpdesk.boas.ru
Надо выделять деньги на оптимизацию, а не на временное дешовое решение. К сожалению пока не многие это понимают.